Такси и райдхейлинг: почему России нужны разные модели перевозок

Такси и райдхейлинг: почему России нужны разные модели перевозок

#taximaxim

В сентябрьском выпуске журнала Общественного совета при Минтрансе России «Транспортная безопасность и безопасность на транспорте» вышла статья Максима Шушарина, директора управляющей организации сервиса «Максим»:

«В последние 15 лет рынок легковых пассажирских перевозок в России развивался ускоренными темпами. Появление цифровых платформ сделало поездки доступнее, быстрее и безопаснее. С принятием закона о такси № 580 обострились дискуссии о том, какой должна быть модель регулирования отрасли: единая для всех или многообразная с учетом особенностей сегментов.

Сегодня особенно важно подчеркнуть: рынок нуждается не в единообразии, а в разумной сегментации. Профессиональное такси должно соответствовать высоким стандартам, тогда как частные водители, подключающиеся через платформы, должны действовать по упрощенной и доступной модели. Такой подход отвечает реальным потребностям граждан и государства.

Безопасность: факты, а не стереотипы

Ключевой аргумент сторонников жесткой унификации — безопасность пассажиров. Однако статистика опровергает представления о том, что поездки с частными водителями более рискованны.

По данным программы «Максим-гарантия», в 2024 году в сотнях миллионов поездок через сервис «Максим» доля происшествий с пострадавшими составила всего 0,00008 %. На 1,5 миллиарда километров пробега пришлось 188 ДТП с пострадавшими. При этом половина аварий случилась по вине сторонних участников дорожного движения. Не зафиксировано ни одного случая, связанного с опьянением водителя или технической неисправностью автомобиля.

Сравнительные данные подтверждают тенденцию. Так, в «Яндекс.Такси» (опирается на таксопарковую модель) доля ДТП с пострадавшими в 2022 году составила 0,00066 %. В «Максиме» (модель сотрудничества с частными водителями) — 0,00007 % за тот же год. В 9,5 раза меньше, чем у арендаторов автомобилей в таксопарках!

Поездки через платформы с частными водителями безопасны. И это объективно так. Водитель, работая на личном автомобиле, выбирает для себя комфортный режим труда и отдыха, ездит аккуратнее, бережет себя и свой автомобиль для семьи и бережет пассажиров вместе с собой.

Абсолютная безопасность на транспорте возможна только тогда, когда никто никуда не едет. В реальности же важна система снижения рисков и справедливое соотношение требований и условий работы.

Избыточные требования — угроза доступности перевозок

На фоне этих цифр становится очевидным: многие требования, предлагаемые для частных водителей (самозанятых), избыточны. Речь идет о таких нормах, как:

  • ОСАГО по тарифу «Такси»;
  • ОСГОП;
  • единый цвет автомобилей;
  • путевые листы;
  • предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
  • предрейсовые техосмотры.
  • Эти меры могут быть оправданы для профессиональных служб такси. Но для частных водителей, выполняющих заказы в свободное время на личных автомобилях, они невыполнимы ввиду отсутствия инфраструктуры осмотров, экономической нецелесообразности и означают лишь рост издержек и снижение доступности перевозок в регионах.

    Особенно важно учитывать социальную роль частных водителей. В крупных городах они снимают пиковые нагрузки. В малых городах и сельских районах именно они обеспечивают транспортную доступность, когда содержание таксопарка экономически невозможно.

    При этом спрос на услугу профессионального такси и жизнеспособность этой экономической модели может обеспечить система преференций. Такси может обладать эксклюзивным правом ездить по выделенным полосам и брать пассажиров на улице, а также пользоваться налоговыми льготами и другими мерами господдержки, в том числе субсидиями на обновление автопарка. Для частных водителей ничего этого не требуется.

    Пассажир в состоянии сам выбрать, какой услугой ему воспользоваться в конкретной ситуации.

    Новая модель страхования — альтернатива ОСГОП

    Одним из наиболее острых вопросов стало обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). На практике внедрение этого инструмента столкнулось с трудностями. Причины: условия регресса в договоре, сам водитель не застрахован, цена полиса, отсутствие «коротких полисов», организационные проблемы.

    Так, в некоторых регионах уполномоченные органы вносят данные в реестр перевозчиков по 30, 60, иногда 90 дней. «Короткие» полисы ОСГОП кратно повысят и без того запредельную нагрузку на них.

    Мы имеем глобальную проблему, когда перевозчики не страхуют свою ответственность перед пассажирами — 2/3 реестровых автомобилей такси работает без договоров ОСГОП.

    В ответ на вызовы сервис «Максим» совместно с компанией «Ингосстрах» запустил новый страховой продукт, который решает задачи ОСГОП, но доступен каждому водителю.

    Основные особенности:

    1. Доступность. Страхование обходится водителю в 120 рублей в год (10 рублей в месяц) — в 30 раз дешевле средней стоимости полиса ОСГОП.

    2. 100 % охват. Все поездки застрахованы.

    3. Соответствие нормативам ОСГОП по размеру возмещения.

    4. Расширенный круг защиты. Возмещается вред не только пассажирам, но и водителям, а также пешеходам.

    Мы достигли целей ОСГОП, но сделали страхование доступным даже для подработчиков. Это пример того, как рынок может сам решать задачи безопасности и социальной справедливости.

    Наш страховой продукт лучше, чем ОСГОП. Следует ли нам ухудшить условия для пассажиров и водителей в пользу ОСГОП? Нет, закон должен допускать альтернативные модели платформенного страхования поездок.

    Разные модели перевозок — основа развития

    Можно сделать несколько выводов.

    Во-первых, унификация требований для всех сегментов — путь к ограничению транспортной доступности. Она неизбежно вытесняет частных водителей из рынка, а вместе с ними исчезает гибкость, столь важная для регионов.

    По действующему законодательству такие водители не признаются легальными. Они подвергаются гонениям, штрафам, аресту автомобилей и уходят в неформальные чаты и мессенджеры, где теряется контроль и безопасность. По данным АНО «Цифровые платформы», в 2024 году через такие каналы с охватом 10,5 миллиона человек совершались сотни тысяч поездок ежедневно. Расширение этого сектора является следствием деградации зарегулированной отрасли.

    Во-вторых, платформенная модель доказала свою безопасность. Цифры по аварийности в разы ниже, чем у такси.

    В-третьих, альтернативные инструменты страхования работают эффективнее и могут быть закреплены в законе в качестве отраслевого стандарта.

    Баланс между безопасностью, доступностью и экономикой

    Практикуемый принцип «приравнять всех к такси» игнорирует реальность. Миллионы людей в малых городах и селах нуждаются в транспорте. Частные водители обеспечивают эту услугу, и она доказала свою безопасность и социальную значимость.

    Сегодня у нас есть шанс сформировать гибкую модель регулирования, которая учтет специфику разных сегментов. Сервис «Максим» готов делиться опытом и участвовать в разработке таких решений. Мы убеждены: будущее отрасли — не в единообразии, а в разумном многообразии.

    Такой подход позволит сохранить баланс между безопасностью, доступностью и экономикой, а также задействовать ресурсы платформ и граждан без чрезмерной нагрузки на бюджет и инфраструктуру».